Помните эту детскую песенку из давних времен: «Висит на заборе, колышется ветром, колышется ветром бумажный листок…». Вот приблизительно так в возрасте пятнадцати лет началось мое знакомство с миром грациозных и благородных существ. Стоя на остановке, мы с мамой от скуки и томительного ожидания автобуса изучали истрепанные ветром, блеклые объявления на осветительном столбе. На глаза попалось приглашение граждан города на конный праздник. Мама, вспомнив свою детскую, но так и нереализованную мечту освоить верховую езду, повела нас с сестрой на конюшню. В ярких лучах солнца среди высоких елей на новой, посыпанной мелкой деревянной стружкой, площадке профессиональные спортсмены-каскадеры показывали захватывающие дух элементы джигитовки. Мимо толпы зевак проносились галопом, фыркая и тяжело дыша, тройки стройных лошадей донской породы с золотистыми гривами и большими миндалевидными глазами. Одновременно мощь и грация. Когда после выступления объявили о наборе в детскую конноспортивную школу, мы с сестрой стояли первые в очереди. Три года до поступления в институт мы буквально прожили на конюшне. Наши тренеры-каскадеры были тесно связаны с киноиндустрией, и зачастую лошадки уезжали на съемки художественных фильмов: мы их не видели неделями. Вспоминаю, как я пристально всматривалась в конные сцены «Сибирского цирюльника» Н.Михалкова с надеждой увидеть знакомый лошадиный профиль. На конюшне нас воспитывали в духе того времени. Учили не только навыкам верховой езды, но и приучали к ответственности и труду: понятия конюха не существовало, всю работу по уходу за животными осуществляли учащиеся подростки. Чистка, мытье лошадок, уборка стойла, седловка. Это сближало нас с животными, помогало лучше узнать их характер и повадки. Клички тех самых первых лошадей крепко отпечатались в памяти: рысаки Плектр и Тактик, дончаки Зодиак, Задонск, Бузулук, бесспорный доминант — жеребец буденовской породы Барбарис…
Вот так неожиданно лошади вошли в мою жизнь, казалось бы городской девчонки. Позже сильнейшее впечатление на меня произвела искренняя автобиографическая книга олимпийской чемпионки 1972 года по выездке, чемпионки мира, 13-кратной чемпионка СССР Елены Петушковой «Путешествие в седле по маршруту «Жизнь». А десять лет спустя появился он — мой Карагёз!
Каждый фанатичный конник мечтает о своей лошади. В 2006 г., на первый взгляд, необдуманно и поспешно в нашей семье появился Карагёз, привезенный в Москву жеребенком из Карачаево-Черкесии и сменивший до нас двух хозяев. Почему именно карачаевец? Потому, что мое первое путешествие, связанное с конным туризмом, было с редакцией журнала «Золотой Мустанг» в Карачаево-Черкесию в 2000г., и именно эта насыщенная поездка положила начало страсти к исследованию мира с высоты седла. Можно сказать, туристический запал пришел ко мне через лошадей и с их непосредственным участием: Кавказ, Алтайский край, Ленинградская область, Рязанская область, Южный Урал (Башкирия), Республика Бурятия, Камчатка, Кыргызстан, Армения, Грузия, Узбекистан…
А что же Карагёз? И по сей день он занимает не последнее место в моей жизни. Вот уже почти восемь лет мы бок о бок проходим через хронологию событий: его «юношеский максимализм» в четыре года, попытки самоутверждения, упертость и несгибаемость, неукротимый и взрывной характер горца! Сколько раз конь выкидывал меня через плечо, выбивал из седла жесткими толчками крупа, сравнимыми разве что с действием катапульты, обтирал об забор, отбивая мне колени…Мы взрослели вместе, воспитывая друг в друге силу воли, проверяя друг друга на прочность! Взамен я получала редкие часы уединения и отдыха с любимым животным в лесу или в поле от бешенного ритма города. Будь то безудержный галоп в высокой траве на закате или тихая неспешная прогулка по лесной просеке, сопровождаемая журчанием речушки в овраге и пеньем птиц. Много пережито вместе, всего и не упомнишь: и воспитательный период на конюшне в Химках, и побег верхом из конюшни в Красногорске, территория которой подверглась рейдерскому захвату местных криминальных элементов (конюшня вместе с амуницией в итоге была сожжена), и борьба c последствиями продолжительной болезни, развившейся из-за введения некачественной вакцины.
В 2014 г. ему исполнится 12 лет. В самом расцвете сил. Продолжительность жизни лошадей при отсутствии тяжелой сельскохозяйственной работы — 28 лет. Мне 33. Простая математика говорит сама за себя. Он — единственный четвероногий друг в моей жизни, с которым еще много предстоит пройти дорог. Он, на чьих глазах подрастают два моих племянника, оба в седле с годовалого возраста. Он — та отдушина, то существо, к которому я сбегаю от жестокости окружающего мира. Конь хорошо чувствует ласку и платит привязанностью и преданностью за бескорыстную любовь.
В преддверии года лошади я расковала Карагёза, а отчищенные до блеска подковы, «заряженные» конной энергетикой, подарила самым нуждающимся в счастье и близким людям! Пусть год лошади принесет каждому упорства, трудолюбия и удовлетворения от достигнутых результатов, а ваши поступки отличаются благородством, честностью и отзывчивостью, так характерными для этих удивительных животных!